симметрия и ее объяснение на уроке рисования для малышей.

Здравствуйте! 

Сегодня мы попробуем разобраться с важным определением для любого художника- с симметрией. 
Мы проходим эту тему сейчас на наших уроках в изостудии с детьми. На примере нашего урока я постараюсь дать понять , как это проще объяснить детям, у которых еще нет уроков геометрии и черчения в школе. 
Мои уроки рассчитаны для детей от 6ти до 9ти лет. 


Сначала давайте разберемся, о какой симметрии будет идти речь! Это необходимо, потому что определений у симметрии несколько. И  если мы заглянем во всезнающую ВИКИПЕДИЮ, то там мы найдем следующее определение: 

Симме́три́я (др.-греч. συμμετρία = соразмерность; от συμ- — совместно + μετρέω — меряю), в широком смысле — соответствие, неизменность (инвариантность), проявляемые при каких-либо изменениях, преобразованиях (например: положенияэнергииинформации, другого). Так, например, сферическая симметрия тела означает, что вид тела не изменится, если его вращать в пространстве на произвольные углы (сохраняя одну точку на месте). Двусторонняя симметрия означает, что правая и левая сторона относительно какой-либо плоскости выглядят одинаково.
Отсутствие или нарушение симметрии называется асимметри́ей или аритмией.[1]
 Все это мне показалось сложным для детей- нашей целевой аудитории. Нам нужно простое в принципе объяснение для детей.  Поэтому , я выбираю то определение , которое , на мой взгляд, легко объясняет суть дела! 

  • Вращательная симметрия[3]. В естественных науках под осевой симметрией понимают вращательную симметрию[4] (другие термины — радиальная, аксиальная, лучевая симметрии) относительно поворотоввокруг прямой. При этом тело (фигуру, задачу, организм) называют осесимметричными, если они переходят в себя при любом (например, малом) повороте вокруг этой прямой. В этом случае, прямоугольник не будет осесимметричным телом, но, например, конус будет.

Как  раскрыть суть детям? 
Я раздаю следующие рисунки: 






каждый из учащихся  выбирает сам, что ему нравится. На доске висят все эти картинки тоже. 
Мы выясняем , что все эти рисунки не дорисованы, что им не хватает половинки. Тут следует спросить: что нужно дорисовать, чтобы картинка была законченной , чего не хватает? Дети сразу же примечают, что нет половинки рисунка и его стоит повторить на чистой части листа. 
Что же означает эта линия посередине? 
Это линия , которая условно делить изображение пополам, говорят дети. То есть вторая половинка - это зеркальное повторение того, что мы уже видим. Если мы сложим лист прямо по этой линии , то увидим, что можно будет повторить рисунок очень просто, как бы отпечатав его!
Мы начинаем игру: продолжи картинку! Некоторым из малышей нужна помощь, они не сразу видят задачу и нужно терпеливо пояснить как перенести рисунок в зеркальном виде- можно сложить лист прямо по оси и показать без карандаша где и что окажется, клгда ребенок начнет рисовать. Должна отметить сообразительность детей- все поняли , что надо делать и помощь нужна была только самым новеньким и маленьким на курсе. 

Так на простом примере игры уже идет обучение- мы посредством разделения предметов ( устно тоже) разбираем определение оси- это и есть та самая линия, которую можно условно провести через середину предмета , поделив его при этом на две равные части. 
И эти самые части являются симметричными( то есть повторяющимися) 

Поочередно я показываю разные предметы : кисточки, карандаши, книги , коробочки , папки , тюбики с красками и прочее. Дети отвечают на вопросы: что является симметричным , где проходит ось симметрии, почему предмет не симметричен( например, косые ножницы-  у них одна ручка больше другой  и они кривые...) 

Закрепив все игрой, мы приступаем к новой игре: продолжаем рисунок, выбранный заранее. 








 На примере средневековых замков мы видим , как здорово справились с заданием дети 6ти лет. После того, как ребята так успешно справились с задачей, невозможно было отказать в желании раскрасить картинки. Согласитесь, не просто отличить где на картинках заранее нарисованный замок , а где продолженное детской рукой! 





Конечно, принцесс нельзя забыть : здесь тоже были очень удачные варианты исполнения! 
Остальные рисунки мы выложим по мере завершения окраски- не все успели закончить!

Любое сложное определение и любую тему можно очень красиво преподнести детям, чтобы не напугать сложными словами и оборотами и чтобы дети поняли, что есть что. Для этого нужно все упростить! На самом деле , нет ничего сложного! ;)

Пишите нам, делитесь мнением!
Мы рады Вам!




Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

рисуем с детьми! Урок "Мона Лиза"

урок рисования: пингвины.